Фрагмент для ознакомления
2
Патопсихологическое исследование процессов внимания и памяти
Испытуемая – женщина, 25 лет, замужем (в браке 5 лет), сын четырех лет. Работает мастером ногтевого сервиса. Проживает вместе со своей семьей в отдельной квартире.
При проведении психологического обследования испытуемая охотно шла на сотрудничество. Контакт носил свободный неформальный характер и сохраняется таковым до окончания эксперимента. Однако в большей степени она проявляла интерес не к проводимому исследованию и его возможным результатам, а скорее была заинтересована в самом процессе общения, ее привлекала возможность поговорить о себе и своих переживаниях, получить внимание, поддержку и сочувствие. Мотив экспертизы при этом как таковой сформирован не был, так как для него требуется наличие у испытуемого исследовательской мотивации, когда есть заинтересованность в том, чтобы выяснить что-то содержательное о себе, чего в данном случае почти не наблюдалось. Основной вопрос, который интересовал исследуемую был следующим: «Надеюсь, по этим тестам у меня там не полный ужас?». От выполнения заданий и методик исследуемая не отказывалась, выполняла их четко, аккуратно, старательно. Для нее очень важна была сторонняя позитивная оценка, хотя внешне она пыталась демонстрировать безразличие к похвале в свой адрес и постоянно критиковала себя. Желание произвести благоприятное впечатление на экспериментатора являлось ведущей мотивацией испытуемой в процессе психологического обследования.
Фон настроения был неустойчивым в течение всего эксперимента. Отмечалась недостаточность аффективного контроля, невысокий контроль над вербальной и интеллектуальной продукцией. Эмоциональные реакции были средней интенсивности и продолжительности. Движения были немногочисленные, больше скованные, поза чаще статичная, зажатая. Мимика живая, богатая. Речь грамотная, достаточный словарный запас, отмечается частое использование литературных штампов, эпитетов, что является признаком демонстративности и экономии интеллектуальных ресурсом, за счет использования готовых формул.
Испытуемая была общительна, активна в беседе, много и с удовольствием рассказывала о себе, готова была откровенно обсуждать любые даже самые интимные вопросы, которые сама же и задевала, при этом она смущалась, но продолжала рассказывать и прервать ее или направить разговор в другое русло было достаточно трудно. В поведении демонстрировала такие черты, как неуверенность, скромность, застенчивость, инфантильность, хотя в своих суждениях противоречила своему поведению. Выявлялась некоторая противоречивость: то испытуемая утверждала, что она «жутко скованная и закомплексованная», то говорила, что «способна на такие экстравагантные поступки, на какие не каждый осмелится». Эмоциональная поддержка и ободряющая обстановка значительно улучшали продуктивность работы и удовлетворяли актуальную потребность испытуемой.
Исследование внимания - счет по Крепелину.
Методику можно использовать для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции), умственной работоспособности и психического темпа.
Методика применяется для изучения внимания взрослых испытуемых и детей, начиная с младшего подросткового возраста. Используется в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике.
Оборудование
Один-два бланка методики, ручка, секундомер.
Ход эксперимента
-
Патопсихологическое исследование мышления
Испытуемая, 42 года, образование среднее специальное, работает на заводе токарем. Со слов испытуемой последнее время (приблизительно 2-3 месяца), появилась, повышенная раздражительность. Она может из-за мелочи рассердиться, нагрубить своим родственникам, а потом, успокоившись, очень сожалеет, что «вышла из себя», причем даже незначительная неприятность, способна вызвать у нее бурную эмоциональную реакцию. Состояние ухудшилось после ухода дочери из дома (дочь сообщила, что уже взрослая и хочет самостоятельности). У испытуемой обострились: неуверенность в себе, появилось чувство вины перед дочерью, чувство внутренней напряженности и тревоги, снизилось настроение, возникли проблемы с памятью. Она стала крайне ранимой и чувствительной к обидам, появилось расстройство сна. Если раньше, приходя уставшей домой, Испытуемая практически мгновенно засыпала, «как только дотрагивалась головой до подушки», то последнее время, она долго не может заснуть, ей мешают тревожные мысли и страх, что она останется совсем одна никому не нужная.
Контакт: пациентка доступна контакту. Настроена доброжелательно, в беседу вступает охотно, улыбается. Наблюдаются нарушения целенаправленности мыслительного процесса, в процессе беседы демонстрирует смысловые соскальзывания. Переживания раскрывает не в полной мере. Проявляется интерес к исследованию, инструкции к заданиям понимает.
-
Результаты методики (тест М. Куна «Кто Я») позволяют сделать следующие выводы. Для Испытуемой характерна стрессоустойчивость, умение поддерживать конструктивные отношения с разными людьми, терпимое отношение к недостаткам других людей.
Сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются принимаемой внутренне темой самоосознания. Однако, наблюдается некоторая невосприимчивость к своей женственности. Существуют определенные трудности в осознании своего тела. Испытуемая хорошо понимает специфику определенного репертуара полоролевого поведения.
Для Испытуемой характерен достаточно высокий уровень рефлексии.
Очень важна семья. Стоит обратить внимание на сферу отдыха – это ресурсная сторона жизни ничем не наполнена, что может приводить к усталости и опустошению.
Идентификация своего «деятельного Я» хорошая, что говорит о сдержанности, взвешенности поступков, умении работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость.
Существует потребности в определенности и постоянстве.
Слабая дифференцированность идентичности человека. Есть признаки неуверенности в себе и недооценки своей эффективности. У Испытуемой существуют опасения в связи с самораскрытием, выраженная тенденция к самозащите. Нейтральная валентность идентичности соответствует неустойчивой самооценке идентичности.